Пульпит — это воспаление сосудисто-нервной ткани (пульпа), которая расположена внутри зуба и отвечает за питание и чувствительность тканей. Заболевание прогрессирует чаще всего на фоне глубокого кариеса. Постепенно толщина здорового дентина уменьшается, растет кариозная полость, и инфекция легко проникает внутрь, вызывая воспаление. Без лечения пульпит может осложняться периодонтитом, формированием флегмоны и другими инфекционными заболеваниями, требующими удаление зуба.

Причины возникновения

Главная причина пульпита — кариозный процесс, который долго не лечат. Кариесогенные микроорганизмы разрушают ткани зуба. Инфекция проникает в пульпу, вызывает боль, но она со временем проходит, а при приеме анальгетиков может быть практически незаметной. Именно поэтому многие пациенты обращаются за помощью на поздней стадии болезни, когда неэффективна консервативная терапия.

Виды пульпита

Пульпит под пломбой

Пульпит может быть острым и хроническим. Также в отдельную группы выделяют обострение хронического воспаления пульпы. Острый пульпит может быть диффузным и очаговым.

Хронический пульпит имеет следующие виды:

• гипертрофический;
  • фиброзный;
  • гангренозный.

Истончение пульпарной камеры при кариесе приводит к развитию острого пульпита. Накопление гнойного экссудата приводит к появлению интенсивных болей. Они возникают преимущественно по ночам. После устранения действия раздражителя (термического, физического) боль сохраняется еще 15-20 минут.

При течении пульпита наблюдаются безболевые промежутки. Из-за них пациенты отказываются от лечения. Но в период отсутствия болевого синдрома разрушение внутренних тканей зуба продолжается.

Хронический пульпит сопровождается невыраженной симптоматикой: боли умеренные или практически полностью отсутствуют, сам зуб перестает реагировать на раздражители. При таком течении периодически появляются обострения.

Осложнения при пульпите

Распространенным осложнением пульпита является развитие периодонтита — поражения связочного аппарата зуба. Хроническая инфекция «убивает» нервные ткани. Прекращается питание больного зуба. Восстановить приостановленные процессы консервативными методами и с сохранением функциональности пораженной единицы становится невозможным.

При своевременном обращении в стоматологический центр специалисты делают все возможное для сохранения функциональности зуба. Даже в запущенной форме пульпит излечим, и врач проводит лечение, соответствующее клиническому случаю. Благодаря опыту и профессионализму стоматологов осложнения появляются достаточно редко.

Этапы лечения пульпита

Этапы оказания помощи пациентам с пульпитом

Рекомендуется обращаться к стоматологу при зубной боли любой интенсивности. Только врач по результатам осмотра и рентгенодиагностики может поставить точный диагноз. Также показанием является наличие любого потемнения или дефектов на эмали.

Основные этапы оказания помощи пациентам с пульпитом:

• осмотр;
  • проведение рентгенодиагностики;
  • выбор тактики лечения;
  • оказание непосредственной стоматологической помощи.

На начальной стадии воспаления, при получении травм эмали возможно применение консервативных или биологических методов. Они предполагают устранение воспаления с сохранением пульпы и жизнеспособности нервных тканей.

Биологический метод лечения

Консервативное лечение с помощью биологического метода проводят только на начальном этапе воспалительного процесса и преимущественно у пациентов молодого возраста. Пульпа обеспечивает питание тканей. После ее удаления зуб становится более хрупким и уязвимым, он быстрее разрушается. Нервную ткань можно сохранять полностью или частично (за пределами пораженной коронки).

Методы хирургического лечения

Лечение пульпита в медцентре Помогу

Главная цель хирургического лечения — подавить воспаление и распространение инфекции путем удаления и обработки корневых каналов. Делают это с помощью витальной экстирпации или девитальной (после применения убивающих нерв препаратов) или витальной ампутации (под анестезией), поскольку предусматривает сохранность корневой пульпы.

Лечение однокорневого зуба проводят обычно в два посещения. В первый прием врач проводит анестезию, удаляет кариозные ткани с помощью бормашины, затем специальными инструментами стоматолог извлекает пульпу.

С помощью апекслокатора врач измеряет длину корневых каналов. Для идеальной точности специалист предварительно изучает рентгеновские снимки. К-файлы продвигают внутрь каждого корня. Механическая обработка в сочетании с применением антисептиков, лекарственных препаратов позволяет избавиться от накопленных бактерий. В конце первого посещения ставят временную пломбу. Ее заменяют на постоянную во второй прием, но в том случае, если отсутствуют жалобы на боль, отечность десны. Врач проводит пломбировку корневых каналов и ставит постоянную пломбу.

Важным этапом лечения пульпита является рентгенологический контроль. Он позволяет оценить качество пломбировки каналов. Если канал недопломбирован до самой верхушки или штифт с гуттаперчей выходит за границы корня, то лечение необходимо провести заново. В противном случае не избежать опасных инфекционных осложнений.

Профилактические мероприятия

Профилактика пульпита заключается прежде всего в раннем начале лечения кариозного поражения зубов. Нередко кариес появляется в прикорневой области, на задней или боковой стенках, где сложно заметить начальные признаки инфекционного процесса. Но профилактические осмотры полости рта в кабинете стоматолога полностью решают эту проблему. Врач заметит даже незначительные кариозные очаги, пятна на эмали, использую специальные инструменты и зеркала.

С профилактической целью стоит посещать стоматолога 2-3 раза в год. Обязательно обращаются к врачу при болях в зубах, появлении сколов, трещин и других повреждений. Для удаления зубного камня, мягких и твердых отложений проводят профессиональную гигиену, чистку ультразвуком.

Почему стоит проводить лечение в медицинском центре Помогу

В нашем медицинском центре применяют проверенные методы лечения кариеса и его осложнений — пульпита, периодонтита. Специалисты при выборе подходящего способа учитывают общее состояние здоровья и возраст пациента. Особое внимание уделяется профилактике осложнений.